.
Пояснительная записка.
Социальный портрет современной семьи в стране характеризуется следующими устойчивыми тенденциями:
- растет число семей с 1-2 детьми, когда практически численность населения не воспроизводится;
- семья испытывает значительные трудности в трудоустройстве, обеспечении жильем;
- наблюдается недостаток общей культуры и образования родителей;
- неуклонно снижается морально-нравственный уровень семейных людей и молодежи.
Данные социально-психологической службы МОУ «Комсомольская СОШ №1» свидетельствуют об увеличении числа неполных семей (128 семей из 481), недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и как результат – снижение учебно-познавательной мотивации школьников.
Возникла цель: психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей. Была проведена разнообразная работа с родителями:
Посещение семьи. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Галкина Людмила Гурьевна беседовала с родителями о характере, интересах и склонностях детей, об отношении к родителям, к школе, информировала родителей об успехах их ребенка, давала советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей, о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения. Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Тематика родительских собраний обычно определяется на родительском комитете. СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ.
Вовлечение родителей в школьное самоуправление. Родители - социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Родительский комитет класса работает на основе положения о родительском комитете класса. Председатель – Саванина Наталья Николаевна, члены – Степанов Петр Вячеславович, Павлова Наталья Николаевна. Федотова Мария Александровна работает в составе родительского комитета МОУ «Комсомольская СОШ №1».
Организация совместных досуговых мероприятий. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и праздники, посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «В гостях у осени», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, выезд на экскурсию, совместный отдых на природе, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Например, проведение маминой гостиной «Расскажу о маме», раскрыло творчество учащихся, а родители продемонстрировали костюмы сказочных персонажей, поделки, сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное время.
Семья Мамуткина Артёма в декабре 2008 года заняла III место в республиканских соревнованиях "День спортивной семьи" в г. Новочебоксарске. Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы. В августе 2005 года силами родителей был организован ремонт класса. Класс преобразился. В августе 2008 года с помощью родителей приобрели новую аудиторскую доску.
Помощь родителей в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров. Еженедельно совместно с субъектами профилактики в целях выявления беспризорных и безнадзорных лиц проводятся ночные рейды по компьютерным салонам, рейды по выявлению несовершеннолетних, распивающих пиво и алкогольную спиртосодержащую продукцию, а также лиц, вовлекающих их в распитие спиртных напитков. Также организовано дежурство учителей совместно с родителями во время проведения дискотек. За 12 месяцев проведено 19 ночных рейдов. Имеются записи в соответствующем журнале школы.
Механизмы реализации:
подготовительный- май 2005- декабрь 2005г. |
|||
Формы и методы работы |
Реализация |
Сроки реализации |
Ожидаемые результаты |
Индивидуальные встречи, анкетирование, беседа |
Изучение уровня подготовки будущих первоклассников к школе. |
Май, 2005 |
Определение уровня подготовки детей к школе. |
Посещение семей учащихся на дому. |
Составление актов обследования жилищно-бытовых условий жизни семьи. |
Сентябрь-ноябрь
|
|
Обработка данных. |
Создание базы данных по семьям. |
Ноябрь-декабрь |
Составление социального паспорта семей класса. |
Вовлечение родителей в школьное самоуправление |
Выборы классного родительского комитета |
Первая четверть, родительское собрание |
Активная работа родительского комитета по насущным проблемам класса. |
Риски: Есть вероятность того, что данная программа заинтересует не всех родителей,
Родители не станут выполнять пожелания классного руководителя.