Программа индивидуального развития ученика
Аннотация программы
Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность-это неповторимое своеобразие отдельного челокева, совокупность только ему присущих особенностей. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру перживающего и действующего индивида. Считается, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности и его жизни.
Данная программа помогает решить одну из актуальных задач - индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.
Актуальность проблемы
Современная реальность открывает перед ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живет ребенок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости, снисхождению) и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.
Индивидуальность каждого – психологический бриллиант, требующий огранки, шлифовки и бережного хранения.
Нормативно-правовые основания программы:
Конвенция о правах ребенка,
Закон об образовании.
Цель программы:
Создание условий, способствующих полноценному развитию личности ребенка.
•Задачи программы:
1. поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
• 2. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• 3. формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
• 4. содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
• 5. сохранение и укрепление здоровья учеников;
• 6. создание условий для активного сотрудничества родителей, детей и педагогов.
Рабочая гипотеза:
С учетом имеющихся проблем и осуществлением индивидуальной программы развития ребёнка, активно включать ребёнка в творческую деятельность, развивать мотивацию обучения и познавательные интересы, вовлекать в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, то, возможно,повысить: качество знаний, уровень самостоятельности ребёнка, развивать мыслительную деятельность, речь ученика, развивать творческие возможности учащегося.
Принципы программы:
1. индивидуальность
2. учет возрастных особенностей детей
3. последовательность
4. преемственность
5. сотрудничество
6. успешность.
Направления программы:
1. Познавательная деятельность учащихся;
2. Эмоционально-личностная сфера;
3. Межличностные отношения;
4. Психологическое и физическое здоровье.
Сроки реализации программы:
2007-2009 учебные годы.
Этапы работы над программой:
1 этап - информационно-аналитический.
На данном этапе собирается и анализируется фактическая информацяи. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося и родителей, собеседование). По результатам работы составляется «Характеристика учащегося». Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:
- постановка цели на предстоящий учебный год;
- выявление проблем и имеющихся ресурсов;
-составление банка данных о ребенке (Приложение 1).
- выявление проблем и имеющихся ресурсов;
-составление банка данных о ребенке (Приложение 1).
Виды работ | Формы работы |
Целенаправленная работа по диагностике ребенка | Беседы с родителями, тестирование и анкетирование ученика и родителей. |
Изучение учащегося и составление психолого-педагогической карты | Сбор материалов, заполнение индивидуальной карты, составление характеристики ученика и выявление первоочередных задач воспитания и обучения |
2 этап - организационно-деятельностный.
Цель: составление и реализация индивидуального плана развития «Хочу быть успешным».
Задачи:
•1. формирование познавательных интересов;
• 2. развитие творческих и умственных способностей личности;
•3. воспитание патриотизма;
• 4. воспитание здорового ребенка;
•5. воспитание трудолюбия;
• 6. воспитание любви к природе;
• 7. адаптация ученика к современным условиям жизни.
Индивидуальный план развития ученика "Хочу быть успешным"прилагается в Приложении 2.
3 этап - контрольно-диагностический.
Цель: углубленное психолого – педагогическое изучение ребёнка.
Задачи:
1. проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормам.
2. анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.
Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам и желанию. Составлен план работы на год.
Включение в коллективно-творческие дела класса. После каждого проведённого КТД классный руководитель оценивает, какой статус занимал ребёнок в этом деле.
Включение в систему дополнительного образования.
Индивидуальные занятия c ребенком. ( См.ПРИЛОЖЕНИЕ).
Цель: реализация индивидуальных программ развития.
Задачи: 1. создание мотивационного поля;
•2. дифференцированный подход к формированию мотивации;
•3. сотрудничество родителей, учеников, педагогов;
• 4. ведение документации (индивидуальный план, карта успешности, матрица коллективных дел, портфолио).
•5. предупреждение нервно-психического утомления, нежелательного поведения.
Составляется карта успешности развития ребёнка. Контрольная диагностика результатов развития познавательных способностей будет проводиться в апреле месяце учебного года.
Карта успешности ученика прилагается в Приложении 3.
Карта успешности ученика прилагается в Приложении 3.