СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД МБОУ "Комсомольская СОШ №1" Комсомольского района Чувашской Республики

Меню сайта
  • Блог
  • Форум
  • Фотоальбомы
  • Гостевая книга
  • Категории каталога
    Мои статьи [20]
    Советы педагога - психолога [1]
    Карточки [3]
    Для самостоятельной работы
    Наш опрос
    Ваш любимый предмет в начальной школе?
    Всего ответов: 239
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Методы работы с неблагополучными детьми

    Методы работы с неблагополучными детьми

    Психолого-педагогические методы и подходы в работе с неблагополучными семьями

    Цель: поиск новых подходов в работе с неблагополучной семьей, оптимальных форм и методов психолого-педагогического воздействия для коррекции и оздоровления детско-родительских отношений.

    Основные направления работы с семьей

    1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.

    2.  Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.

    3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.

    Задачи.

    1.     Диагностирование и определение социально-педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье. Выявление и анализ факторов, обусловливающих социальную дезадаптацию.

    2.     Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка.

    3.     Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики.

    4.     Организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.

    Этапы взаимодействия с семьей

    Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями.

    Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными.

    Логично сделать вывод: причин семейного неблагополучия может быть несколько, и они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая - второстепенную. А выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.

    Работа с неблагополучной семьей проводиться по следующим этапам:

    1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.

    Средства:

    1) беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в школу);

    2) посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим

    социальным окружением семьи.

    Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие с семью могут оказывать органы милиции, отдел по охране прав детства управления образованием и др.

    2-й этап. Изучение семьи.

    1) Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.

    2) Диагностика причин семейного неблагополучия.

    Средства:

    -         посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;

    -         использование методов психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.д.).

    3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия.

      4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.

    1)     Семья, где родители злоупотребляют алкоголем

    2)      Конфликтная семья, требующая коррекции внутрисемейных отношений.

     3) Семья, где родители часто болеют, страдают хроническими заболеваниями. В такой семье ребенок испытывает недостаток в общении с родителями, которые нуждаются в помощи и поддержке со стороны педагогов, общественности, социума.

    4) Малообеспеченная семья: индивидуальные беседы, консультации, посещения на дому.

    5) Воспитание детей ближайшими родственниками (бабушка, дедушка, дядя, тётя). Приемлемы следующие формы и методы работы: индивидуальные беседы, консультации, как с психологом, так и с другими специалистами, посещения на дому, тренинги, психологические игры, планирование совместной деятельности.

    5-й этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.

    6-й этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.

     

    Методическая работа: 1. Изучение новинок методической литературы по вопросам коррекционной работы с неблагополучной семьёй. 2. Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта работы по взаимодействию с семьёй. 3. Подготовка программно-методического обеспечения для осуществления работы по сопровождению семьи: памятки, рекомендации, выработка алгоритмов деятельности.

      

    Также в работе с неблагополучными семьями используются такие психолого-педагогические методы как: метод «поиска ресурсов», метод «выстраивания будущего», «прошлых воспоминаний». Основные вопросы, на которые мы ориентируем родителей следующие: «Что будет с Вашей семьёй через год?.. А через пять лет?», «Что в Вас самих может помочь Вам изменить жизнь к лучшему?», «Кто из Вашего ближайшего окружения может изменить Вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье?».

    Категория: Мои статьи | Добавил: galkinal (24.03.2009)
    Просмотров: 8102 | Рейтинг: 3.0/3 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Приветствую Вас Гость

    Поиск
    Друзья сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz